Среди защитников Мамаева кургана из 1047‑го стрелкового полка 284‑й стрелковой дивизии были два человека, имена которых всем известны – главстаршина 1‑й статьи Василий Зайцев, снайпер, и старший лейтенант Виктор Некрасов, полковой инженер, советский писатель. А вот о командире полка Иване Метелеве написано совсем мало. Давайте восполним этот пробел.

Виктор Некрасов в своих произведениях фамилию комполка не упоминает, хотя именно его подписи стоят на наградных документах его подчиненных. Сведений об Иване Ивановиче Метелеве удалось разыскать не так много. Он родился в 1897 году в многодетной крестьянской семье в с. Ратчино Шарлыкского района Оренбургской области.

Был призван на службу в Русскую Императорскую армию. Участвовал в Первой мировой войне, стал младшим офицером. В ноябре 1917 года вступил в Красную гвардию, с февраля 18‑го – в Красной Армии. До 1920‑го воевал на Восточном фронте. В 1925‑м стал членом ВКП(б).

В  1936 году Метелев был обвинен в шпионаже в пользу Японии, провел три с половиной месяца под следствием, но обвинения с него были сняты, он продолжил службу в армии.

Участвовал в Польском походе Красной Армии в сентябре 1939 года, тогда он назывался «Освободительным походом РККА». Позже – в январе-марте 40 года – в советско-финской войне.

В боях Великой Отечественной войны – с 22 июня 1941 года. Сначала Юго-Западный, затем Брянский фронт. В сентябре был тяжело ранен.

С 21 сентября 1942‑го командир 1047‑го стрелкового полка майор Иван Метелев – на Сталинградском фронте. Он стал единственным из комполков 284‑й СД полковника Батюка, кто был награжден за бои в Сталинграде двумя орденами: Красной Звезды и Красного Знамени.

Сталинградская битва для полка Ивана Метелева –  сам он, к слову, во время боев за город был контужен – закончилась в северной части города 2 февраля 1943 года.

Вот как о командире полка отзывался его подчиненный – помощник начштаба полка по оперативной части капитан Николай Аксенов в 1943 году:

«...Подполковник Метелев в октябре и ноябре просиживал ночами в блиндаже без сна. Нож не выходил из его рук: или строгал, или точил им что‑нибудь, но не спал. Спал он или утром, или днем, и очень мало.

Страха не имел. Часто ходил на передовую. Один раз был контужен; в другой раз дом разрушило крупнокалиберной миной и его придавило. Шапку его как‑то прострелило пулей, но все обходилось благополучно…».

После Сталинграда Метелев пошел на повышение – был назначен замкомандира 151‑й стрелковой дивизии, в которой и встретил День Победы.

Несмотря на свой возраст, Иван Иванович после войны продолжил военную службу – руководил Николаевским военным комиссариатом. Похоронен в г. Николаеве (Украина).

Прочитать ещё

Этот визит американской делегации под руководством генерала Патрика Хэйли, личного представителя президента США – одно из малоизвестных событий. Причина проста. Советская пресса в 1942 году его попросту не освещала – поездка союзников была секретной. Цель миссии – познакомиться со стратегией Красной Армии, посмотреть, как она ведет боевые действия, изучить советскую систему снабжения и транспортные средства. Интересно, что прибыли американцы уже после того, как под Сталинградом советские войска перешли в контрнаступление. Шла активная фаза операции «Уран».
В фотохронике Сталинградской битвы есть немало снимков, ставших широко известными. Одно из таких фото сделал Валентин Орлянкин 17 ноября 1942 года. На нем запечатлена военфельдшер, командир санитарного взвода гвардейского отдельного пулеметного батальона 13‑й гвардейской стрелковой дивизии Людмила Гумилина, оказывающая помощь раненому бойцу.